Время работы:10:30 - 18:00

Выходные дни:вторник, последняя пятница месяца.

Адрес:ул. Садовая, 2

Сайт:

Посмотреть на карте

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования.

Царскосельский лицей знаменит, прежде всего, тем, что в нем учился гениальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

По первоначальному плану в лицее должны были учиться великие князья Николай (будущий Николай I) и Михаил. Эта идея принадлежала Сперанскому, одному из идеологов лицея, которому внушало тревогу то, как складывались характеры людей, от которых зависела судьба страны. С детства императорские дети свыкались с безграничностью своей власти, с тем, что все искусство управления людьми сводится к крикам и угрозам, к требованию от людей невозможного, а основой их образования было военное дело. В лицее великие князья должны были воспитываться в кругу сверстников, в изоляции от тлетворного влияния придворных кругов, здесь бы они получили образование и представления о мире, более соответствующие их положению. Если бы этот план осуществился, то Николай I и Пушкин учились бы вместе. Соответственно, и все лицеисты предназначались к высокой государственной карьере. 

Лицей разместился в новом четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца. Во дворе флигеля стояла Знаменская церковь с большим садом, который впоследствии стал называться Лицейским. Здесь лицеисты были изолированы от окружающей жизни, их крайне неохотно выпускали за стены заведения, а посещения родственниками разрешались только по праздникам. Обучение длилось шесть лет и состояло из двух трехгодичных курсов. Даваемые знания были обширны. На начальном курсе изучали языки (русский, латинский, французский и немецкий), нравственные науки (Закон Божий, философия и основы логики), математические, физические и исторические науки, словесность и риторику, также были уроки рисования, чистописания, танцев, фехтования, плавания и верховой езды. На втором курсе строгой программы занятий не было, а существовал лишь перечень подлежащих изучению наук – это были разделы физических, математических, нравственных и исторических наук, более глубоко изучалась словесность и языки. Но даже с таким обширным планом занятий широкие замыслы, блестящие обещания, план преподавания не был продуман, часть профессоров по опыту не отвечали даже требованиям хорошей гимназии (среднему образованию), а основное внимание уделялось размещению и внешнему распорядку. Основой распорядка дня было отсутствие времени для праздности. В 6 утра был подъем, в 10 вечера отбой, а все, что между этим, расписано по часам. Ежедневно семь часов отводилось на занятия, которые шли, чередуясь с отдыхом, приемами пищи, прогулками и повторениями уроков.