Русский музей. Михайловский дворец. Экскурсии в Санкт-Петербурге

 

Стоя сегодня на Площади искусств, в центре блестящего архитектурного ансамбля, спроектированного гениальным Карлом Росси, трудно себе представить, что еще в начале XIX века на этом месте расползалось топкое болото. Когда-то здесь был сад с экзотическими растениями, разбитый по указанию Петра I. Но через сто лет после смерти императора все его любимые сады пришли в запустение. И если Летним садом как-то занимались, то здесь росла трава выше человеческого роста, а почва с каждым годом все больше заболачивалась.


 
Михайловский дворец
На место, находящееся неподалеку от Зимнего дворца, обратил внимание Александр I, собиравшийся построить дворец для своего младшего брата, Михаила. Лучший архитектор того времени, Карл Иванович Росси, взялся за работу. Вскоре царю был предложен проект не просто дворца, а целого дворцового ансамбля. Он включал в себя центральный корпус, обрамленный двумя боковыми флигелями, дворцовую площадь, по бокам две улицы, а со стороны Марсова поля большой парк. Этот архитектурный гений всегда проектировал ансамбли, считая, что ни одно здание не существует отдельно от окружающего пространства.
 
В июле 1819 года торжественно отпраздновали начало строительства, а в основание здания заложили серебряный ковчег. Из-за топкого грунта работы по возведению велись только летом, а зимой занимались внутренней отделкой. Через шесть лет дворец был готов к приему царственных хозяев.
 
Красота интерьеров дворца вызывала искреннее восхищение всех, кто сюда приходил. Наборные полы из ценных пород дерева, расписные потолки и богатая лепнина, каррарский мрамор и золоченые зеркала, люстры из муранского стекла и резные настенные панно, изразцовые печи, привезенные из Италии скульптуры и вазы из тончайшего фарфора. В этом дворце было собрано все самое редкое и красивое из того, что могли выполнить русские мастера. И пока был жив Михаил Павлович, светская жизнь кипела здесь ключом. На поэтические и музыкальные вечера во дворец приезжали все знаменитости – Крылов, Глинка, Жуковский, а на балах танцевали Грибоедов и Пушкин с красавицей Натальей Гончаровой.
 
После смерти великокняжеской четы дворец начал приходить в запустение. К концу XIX века дворцовые помещения стали сдавать в аренду образовательным организациям. Здесь размещались различные курсы, институты и общества. Дворец ветшал, лепнина осыпалась, а многие ценные предметы из убранства были разворованы.


 
Первый российский музей русского искусства
Александр III давно искал подходящее помещение для сильно разросшейся Эрмитажной коллекции. Там, кроме картин европейских мастеров, находилась живопись Брюллова, Репина и других русских художников, которую император высоко ценил. После долгих переговоров с наследниками, те согласились продать здание за 4 миллиона рублей. И с 1895 года дворец перешел в собственность государства.
 
После восшествия на престол Николай II издал указ «О создании Русского музея Императора Александра III». Музей был торжественно открыт 7 марта 1898 года. В 37 залах были выставлены 445 картин, около тысячи рисунков и акварелей, 111 скульптур и около 5 тысяч икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
 
В первые месяцы Великой отечественной войны все, что можно было эвакуировать, сотрудники музея отправили в Пермь. Огромные полотна вынули из рам, осторожно свернули на барабаны и укрыли в подвалах. Скульптуры закопали в саду. Несмотря на то, что часть стен дворца была повреждена снарядами, все экспонаты музея остались в полной сохранности.
 
Что можно увидеть в Русском музее сегодня
Любителям русской старины стоит заглянуть в раздел древнерусского искусства. Здесь хранится коллекция икон XII–XV веков. Лики святых, написанные Симоном Ушаковым, Дионисием и Андреем Рублёвым глядят на нас из глубины русского средневековья. Больше всего посетителей у знаменитой иконы XII века «Ангел Златые власы».
 
Среди шедевров русской живописи здесь можно увидеть полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» с многочисленными эскизами к нему, картину Поленова «Христос и грешница», приобретенная лично Александром III после закрытия выставки передвижников, живопись Нестерова и скульптуры Пименова, Антокольского и Паоло Трубецкого. Целые залы посвящены творчеству Репина и Врубеля, Айвазовского, Левитана и Куинджи.
 
«Последний день Помпеи» самое знаменитое произведения Карла Брюллова. Он работал над ней пять лет по заказу Анатолия Демидова, который подарил картину Николаю I. Среди персонажей
Вы сможете увидеть и самого Брюллова. Он изобразил себя в виде художника с ящиком красок на голове.
 
Перечислять фамилии авторов, представленных в экспозициях Русского музея, можно бесконечно, но лучше один раз увидеть…
 
Хотите не только познакомиться с одним из лучших музеев Санкт-Петербурга, но и увидеть главные достопримечательности города? Мы предлагаем Вашему вниманию следующие экскурсии:

 
Заказывайте экскурсию и присоединяйтесь! Обещаем, что будет очень интересно