Новый год в Санкт-Петербурге. История праздника

 

Династии Романовых Санкт-Петербург обязан не только фактом своего возникновения. Про науки и искусства, кораблестроение и металлургию, географические открытия и образование известно всем со школьной скамьи. Но есть еще одна важная для всех вещь, которой мы тоже обязаны Романовым. Это самый любимый в России праздник – Новый год и, в частности, новогодняя елка!
 
В этой статье мы расскажем, как менялись традиции празднования Нового года в России, как выглядели первые елочные украшения, откуда взялся обычай пить шампанское и как веселились в богатых домах Северной столицы.
 
Как в России встречали Новый год до 7208 года
В 7004 году от сотворения мира, а именно такое летоисчисление было принято на Руси до XVII в., начало нового года было официально перенесено со дня весеннего равноденствия на осень, поскольку считалось, что Бог закончил работу по сотворению мира именно в сентябре. И следующие 205 лет Новый год встречали торжественным выходом царя и патриарха на Соборную площадь.  1 сентября на ней строили высокий помост и накрывали его персидскими коврами. Затем устанавливали несколько аналоев для икон и Евангелий, стол с серебряной чашей для святой воды и высокие свечи. Сидеть во время церемонии могли только царь и патриарх, за ними стояла свита. Весь остальной люд располагался по важности занимаемого положения – чем ниже, тем дальше. Потом царь и патриарх под колокольный звон принимали поздравления от духовных лиц и шли на службу в Благовещенскую церковь, а народ расходился по домам, где и веселился по мере возможности. Ни о каких организованных народных гуляньях и фейерверках и речи не было.

А мы приглашаем всех в незабываемые Новогодние туры на Новый год в Санкт-Петербург. Встречате 2020 год в северной столице - и он несомненно станет для вас самым счастливым! Лучшие предложения: туры на Новый 2020 год в Санкт-Петербург.
 
Нововведение Петра I
20 декабря Петр I ввел в стране новое летоисчисление, приведя его в соответствие с европейским, и 7208 год от сотворения мира в одночасье превратился в 1700 год от рождества Христова. Петр, которому голландские и немецкие обычаи нравились больше российских, издал указ о праздновании Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января и приказал украшать дома и двери еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями. Состоятельным горожанам было велено палить из пушек или стрелять из мушкетов, а сам Петр устроил на Красной площади грандиозный фейерверк. Простой народ, незнакомый с заморскими затеями, этого грохота испугался и, решив, что в Кремле пожар, бросился его тушить. По воспоминаниям современников, устроителей «потешного огня» изрядно побили.  Но после кончины императора об указе забыли все, кроме владельцев питейных заведений. Там еловые ветки висели круглый год. Народ, желающий выпить, так и говорил – пойти под елку. С петровских времен сохранился только обычай массовых новогодних гуляний, в которых царь с превеликим удовольствием участвовал лично.



Елочные украшения
Изначально к веткам привязывали банты из атласных лент и прикрепляли яблоки и искусственные цветы. Но после того, как в России была издана волшебная сказка Гофмана «Щелкунчик», мгновенно ставшая невероятно популярной, образцом для подражания стала картинка на ее обложке, изображавшая нарядную елочку, украшенную гирляндами, свечами, различными игрушками и со звездой на макушке. С этого времени появились коробочки с сюрпризами, золоченые орехи, всевозможные сладости и игрушки, сделанные из картона и ваты, пропитанной клеем, воска и фольги.
 
В 50-х годах XIX века елки можно было купить в нескольких известных петербургских кондитерских. Они стояли в золоченых кадках, украшенные белоснежными сахарными фигурками и шоколадными конфетами работы лучших кондитеров. Орехи и печенье в виде птичек и ангелочков были завернуты в золотую и серебряную бумагу, на ветвях крепились изящные свечки, а на макушке - сахарная «вифлеемская» звезда. Стоила такая красота безумных денег – до 200 рублей!, но на спрос это никак не влияло.
 
В середине XIX в., когда мода наряжать новогоднюю елку стала повсеместной, на заводе князя Меншикова наладили выпуск елочных бус, а с 80-х годов этот промысел освоили местные крестьяне. Они покупали на заводе стеклянные трубки и на кустарной горелке – кружке, набитой паклей и пропитанной керосином, плавили стекло. Для изготовления тонких изящных бусин температуры не хватало, и гирлянды получались тяжелыми. Несмотря на это, яркие и гремевшие как камни, украшения продавались очень успешно, поскольку были недорогими и чрезвычайно прочными.
 
К концу XIX века в Россию стали привозить из Германии фабричные заготовки для елочных украшений. Очень популярны были игрушки, которые склеивались из выпуклых половинок тонированного картона, а затем раскрашивались вручную. Особой любовью пользовались небольшие набитые ватой атласные мешочки в форме птичек, к которым пришивали кружевные крылья и глазки из бусин, или человечков, одежду для которых делали из бумаги или шелка и расшивали стеклярусом. Знаменитые елочные шары, напоминавшие о райских яблоках «грехопадения», тоже пришли к нам из Германии, а первые подобные игрушки российского производства начали делать только в начале XX века.


 
Первые праздничные елки в Санкт-Петербурге
По сложившейся традиции, все Великие князья России заключали браки с немецкими принцессами, для которых Рождественская ель была непременным атрибутом праздника. Николай I женился на дочери кайзера Германии Фридриха Вильгельма III. Именно ей мы обязаны появлением во дворце первой елки. В дальнейшем, для каждого члена царской семьи наряжалась персональная елочка. Ставили ее на столе, и под ней раскладывали подарки, если, конечно они там помещались. Так дочь Николая I, Ольга, как-то получила в подарок прекрасный рояль, о котором давно мечтала, а наследник престола, Александр, бюст Петра I, на которого он мечтал быть похожим.  Мальчикам, которым, как всем принцам крови, предстояла военная карьера, дарили сабли, солдатиков, игрушечные пушки и идеально сшитые мундиры их подшефных полков. Девочки получали фарфоровых кукол, наборы для рукоделия и нарядные платья.
 
Сам Николай I покупных подарков от детей не признавал, поэтому все, что они преподносили отцу, было сделано собственными руками. При Николае же начали устраивать при дворе веселые новогодние маскарады. На одном из них император предстал в костюме китайского мандарина. К его животу под халат привязали объемистую подушку, а на голову надели розовую шапочку с длинной косой по тогдашней китайской моде. Восторгу детей не было предела.
 
Самые роскошные праздники устраивались во дворце Юсуповых на Мойке. Готовились к ним заранее. В первый день елка устраивалась для семьи и гостей. Подарков было такое множество, что гости приходили с чемоданами, поскольку унести все рук не хватало. На второй день у этой же елки веселились слуги и их семьи. Княгиня Зинаида Николаевна за месяц начинала опрашивать слуг, что им подарить, и просьбы обычно исполняла.  
 
Праздничный стол аристократии
Обычай готовить к новогоднему празднику особенные «сюрпризы» ввела Екатерина II. Представьте себе восторг гостей, которым подали следующую «матрешку»: жаворонка нафаршировали оливками и вложили в куропатку, ту – в фазана, а его – в поросенка. Блюдо вошло в праздничное меню петербургской знати под названием «Императрица».  Ее сын Павел и внук Александр были воздержаны в еде. В их правление вошли в моду соленые огурцы, моченые яблоки и различные маринады. Впрочем, запеченных поросят никто не отменял.
 
Вина и наливки всегда были атрибутом праздничного стола, а вот обычай поднимать бокал шампанского появился после войны 1812 г., когда русские казаки, ворвавшись в винные подвалы мадам Клико, открыли для себя новый вкус. Игристое вино им настолько понравилось, что вскоре стало самым популярным напитком в России. Первую партию шампанского ввезли в страну контрабандой, в обход запрета ввозить из заграницы бутилированное вино. Управляющий мадам Клико, Луи Боне, загрузил на корабль столько ящиков с шампанским, что спать ему пришлось уже на них. Именно эта партия игристого вина, урожая того года, когда на небе появилась комета Галлея, упомянута в «Евгении Онегине»: «Вошел – и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток».
А в 1878 г. князь Голицын открыл в Крыму собственный завод, и его шампанское ничуть не уступало по качеству французскому.
 
При Хрущеве советское правительство приняло решение обеспечить всех граждан бутылкой игристого вина на Новый год, и отечественные виноделы разработали новую технологию, позволявшую сравнительно недорого производить вино с пузырьками. С тех пор без шампанского ни в одной семье за новогодний стол не садятся.
 
Приключения елочки
Судьба новогодней елки не всегда была счастливой. После почти векового забвения с царствования Петра до времен Николая I, ее триумфальному возвращению радовались  только до начала Первой мировой войны. Тогда другой Николай, уже Второй (бывают же совпадения в истории!) запретил елочную традицию, как «вражескую». Ему ли, мужу очередной немецкой принцессы было не знать, о происхождении этого иноземного обычая?  После 17-го года все царские указы отменили, но в 28-м году спохватились, что обычай является буржуйским, и опять елку ликвидировали. К счастью, в чьей-то голове наступило просветление, и в 1935 году появилось постановление ВЦСПС, гласившее, что «поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник, и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить». Отец народов заявил, что «у нас все елки – главные» и дети снова получили возможность радоваться новогодним подаркам и водить хороводы вокруг лесной красавицы.
 
А вот с выходными днями все было сложнее. Если до революции неделя с Рождества до Нового года была «неприсутственной», то при советской власти праздником считалась только новогодняя ночь. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, если, конечно, один из них не выпадал на воскресенье (суббота, если кто помнит, была рабочим днем). О производительности труда 1 января лучше не вспоминать.
 
Новогодние праздники в Санкт-Петербурге в XXI веке.
Санкт-Петербург помнит, что он является не только колыбелью революции, но и местом рождения чудесной традиции отмечать начало Нового года «весело и с огоньком».  Поэтому всю новогоднюю неделю город залит праздничной иллюминацией. На его площадях шумят ярмарки, а народ веселится на праздничных гуляниях. В ночь с 31-го на 1-е Невский проспект отдается гуляющей публике. Выступления артистов, песни, веселые конкурсы, хороводы, танцы под музыку уличных музыкантов, лотки с горячими напитками и открытые кафе, бары и рестораны ждут всех, кто захочет встретить праздник на улице.
 
Все крупные гостиницы организуют празднование Нового года в своих ресторанах. Гостей ждет изысканный стол и великолепная концертная программа.
 
В музеях и выставочных залах по традиции открываются очень интересные выставки, а в театрах и концертных залах – идут новые постановки и концерты классической и современной музыки.
 
Новогодняя неделя – прекрасное время для визита в Северную столицу. Выбирайте подходящий тур на нашем сайте и приезжайте к нам. Обещаем – скучно не будет!