Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

 

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Александр Данилович Меншиков, друг и соратник Петра I, сделал головокружительную карьеру. Начав с должности царского денщика, он участвовал в подавлении стрелецкого бунта, проявлял чудеса героизма во время Северной войны, ходил на Азов,  брал Шлиссельбург и Ниеншанц и был героем Полтавы. Его заслуги перед Россией столь же огромны, сколь велико было его личное состояние. Список его титулов занимал целый лист, а его дворец в Санкт-Петербурге именовался не иначе как «обширнейший и великолепнейший».


 
Остров в подарок
Получив от Петра Алексеевича в подарок самый большой из петербургских островов  Васильевский, Меншиков принялся за строительство собственного дворца. Расстрелли и Трезини, Леблон и Фонтана – целое созвездие первоклассных архитекторов строили дворец первого губернатора Северной столицы. Он пригласил лучших итальянских скульпторов и резчиков, работавших тогда в Петербурге, и в подмогу им собрал и своих крепостных, и наемных рабочих.
 
Палаты светлейшего князя были первым каменным зданием на Васильевском острове, и не шли ни в какое сравнение со скромным домиком самого царя. Тому было недосуг заниматься такой «ерундой», как собственный дворец. Александр Данилович, побывав с посольством в Европе, проникся тамошним духом, и дом возводил по западному образцу. Петру дворец нравился настолько, что он даже свадьбу собственного сына здесь праздновал. Позже здесь отмечали бракосочетание его племянницы, Анны Иоанновны с герцогом Курляндским. В дворцовых кабинетах решались важнейшие государственные вопросы – о строительстве Санкт-Петербурга, об организации армии и о создании флота. В зале приемов принимали иностранных гостей и проводили ассамблеи. В «токарне» стоял настоящий токарный станок, на котором любили работать и сам хозяин, и, в часы досуга, Петр Алексеевич.
 
Ко входу во дворец от Невы прокопали канал с гаванью, чтобы гости могли попадать в прямом смысле «с корабля на бал». Над парадным входом была сделана особая лоджия для музыкантов, которые начинали играть, едва завидев лодку очередных гостей. Боковые ризалиты фасада завершались фигурными фронтонами с княжескими коронами, а на аттике красовался целый античный пантеон – скульптуры Зевса, Меркурия, Юноны, Нептуна, Марса и Венеры.


 
Внутренне убранство
Первое потрясение от вида величественного дворца было только подготовкой к тому, что гости видели внутри. Античные статуи и драгоценные ковры, мебель из ценных пород дерева, редкости и «диковинки», картины и зеркала, часы, бывшие в России большой ценностью и шпалеры во всю стену. А еще, коллекции оружия, астрономические инструменты, стенные панели двери с отделкой из бронзы и черепахового панциря, янтарные шахматы на специальном столике, и живописный плафон в кабинете хозяина, на котором в образе воина-победителя смотрел на гостей сам император.
 
Но самое главное, что и по сей день потрясает каждого, кто сюда приходит, это комнаты, в которых и стены, и даже потолок облицованы драгоценной голландской плиткой ручной работы. Такая роскошь в те времена могла обойтись Светлейшему в целое состояние. Он, конечно, утверждал, что плитку ему голландские купцы подарили, но разгневанный Петр почему-то не поверил и отходил любимца своей тяжелой тростью. Правда, потом простил. А где еще было иностранных гостей принимать и ассамблеи устраивать?  И кто, кроме Меньшикова, умел такие пиры закатывать? Летом на террасах, устроенных прямо на крыше, чтобы вид на Неву открывался, и чтобы «огненные забавы» смотреть, из-за стола не вставая, а зимой в роскошных дворцовых залах. И всегда с лучшими винами, затейливыми угощениями и свежайшими фруктами из собственных оранжерей. На приемы (собиралось до 200 персон!) Александр Данилович денег не жалел. Неоднократные расследования, учинявшиеся по поводу его злоупотреблений, заканчивались огромными штрафами, но на состоянии князя это никак не сказывалось, поскольку земель у него было лишь немного меньше, чем у царя.
 
Смерть Петра I и опала
Обычно, после смерти самодержца, его фавориты лишаются всех богатств и привилегий. Но этому человеку, про которого Пушкин написал: «И счастья баловень безродный /Полудержавный властелин», все шло на пользу. После кончины императора Меньшиков возвел на престол Екатерину I и стал человеком, без которого не решался ни один государственный вопрос. Однако, никакое везение не длится вечно. В 1727 году, в возрасте 43 лет (весьма по тем временам почтенном), Екатерина скончалась. Меншиков же за свою жизнь нажил столько врагов, что очередное следствие по поводу его непомерных хищений закончилось арестом. Все его имущество было конфисковано, а он с женой и детьми на простой крестьянской телеге отправился через пол России в Березов, где и скончался через 2 года в возрасте 56 лет. К части Анны Иоанновны, надо упомянуть, что детям Меншикова, Александру и Александре она позволила из ссылки вернуться.
 
Судьба дворца
Дворец тоже не избежал опалы. Роскошные залы превратились в склады, мраморные скульптуры отправились в Летний сад, а парк с оранжереями и цветниками погиб. Некоторое время здесь размещались склады, но потом здание передали Первому кадетскому корпусу. Кстати, именно это заведение закончил тезка хозяина дворца – Александр Суворов.
 
Удивительно, но ко времени правления Александра III c меншиковских времен сохранилась отделка многих залов. Император повелел устроить в них музей кадетского корпуса, благодаря чему мы сейчас можем любоваться потрясающими интерьерами.
 
При советской власти музей закрыли, а освободившиеся помещения отдали Военно-политической академии. В Блокаду здесь размещался госпиталь, потом дворец сдавали университету… В 70-х после передачи здания Эрмитажу, начались реставрационные работы, и в 1981 году в нем открыли Музей дворянского быта XVIII века.
 
Сейчас дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова воссоздан во всем своем первоначальном великолепии. И кроме уникальных интерьеров, подобных которым нет нигде в мире, здесь можно увидеть одежду Петра I, тарелку, сделанную его руками и работающие с XVII века настенные часы. А еще зеркала, в которых 300 лет назад отражались и Петр Алексеевич, и Александр Данилович, и все их нарядные и веселые гости. Загляните в них и Вы, ведь чем черт не шутит – вдруг увидите что-нибудь необыкновенное?

Посещение этого уникального воистину "обширнейшего и великолепнейшего" дворца входит в программу наших туров серии "Дворцы, их тайны и творцы"