Гатчинский дворец. Экскурсии в Гатчину из Санкт-Петербурга. Часть 2

Гатчинский дворец.
Часть 2.
 
Дворец при Павле Петровиче
После смерти Григория Орлова его братья продали усадьбу князьям Куракиным. В 1765 году Екатерина выкупила Гатчинское имение, чтобы подарить своему сыну. Какая ирония судьбы! Павел, ненавидевший Орловых, справедливо считая их убийцами своего отца, фактически получает орловский дворец в наследство. Но именно он становится, в конце концов, его детищем и родным домом.
 
Первая реконструкция
Новый хозяин немедленно начинает переделывать дворец по своему вкусу. Архитектором назначается Винченцо Бренна, который в это же время весьма успешно справлялся с перестройкой дворца в Павловске. По требованию хозяина, желающего увеличить площадь дворца для размещения там своей свиты, Бренна вносит в его внешний облик следующие изменения:

 

  • Надстраивает оба боковых флигеля;
  • Добавляет один этаж башням. На одной из них устанавливает часы-куранты, другая становится обзорной площадкой, с которой гости могут любоваться живописными окрестностями.
  • Ринальдиевские открытые галереи решено было застеклить. В одной из них расположилось собрание мраморных скульптур, в другой коллекция оружия. За ней зодчий создает военную Чесменскую галерею, украшенную позолоченными трофеями и римскими военными атрибутами.
  • Перед дворцом появляется ров с четырьмя подъемными мостами, решетки и пушки.



 
Прежним воздушным интерьерам Ринальди Бренна придает черты торжественной парадности.

 

 

  • Аванзал - самый характерный пример. Это, по сути, служебное помещение, в котором проходила смена караула, теперь поражает величием и пышностью. К старому декору Бренна добавил строгие резные рамки из переплетенных колец, лепные гирлянды из дубовых листьев и изображения древнеримских шлемов. В живописный потолочный плафон он вводит атрибуты воинской славы, чтобы весь декор окончательно соответствовал назначению комнаты.
  • Мраморная столовая. Для ее создания Бренна соединил две комнаты орловского дворца. Интерьер, выполненный в классическом стиле, зрительно делится на две зоны. В большей овальной части ставились столы. Изогнутая разделительная балюстрада служила ограждением и для прямоугольной буфетной, а заодно и постаментом для двух высоких ваз. Между ними архитектор поставил мраморную копию античной статуи, изображающую Амура, натягивающего тетиву. Но главным украшением зала были стоящие вдоль стен 16 мраморных колонн с каннелюрами, увенчанных коринфскими капителями.

Перестройки длились более 10 лет, но, когда Павел вступил на престол, его каменный замок начинает свою поистине императорскую жизнь.

 

 

 

 

  • Тронный зал. Современники иногда упрекали Бренну за излишнюю перегруженность декора и даже за недостаточную тонкость вкуса. Но Павлу Петровичу нравилось и полностью вызолоченное кресло, и яркий малиновый бархат, и резные двери. Бренна сохранил роскошный рисунок наборного паркета, созданного Ринальди, но, превращая бывший кабинет фаворита Екатерины в тронный зал ее сына, установил здесь высокие белые торшеры и бронзовый стол с тяжелой столешницей из египетской яшмы. В росписи потолка появились римские орлы и крылатые сфинксы, перемежающиеся позолоченными венками, розетками и гирляндами. Да, может быть, все это и было излишне помпезным, но именно таким и хотел видеть свой дворец новый император.

 
Гобелены
В стремлении угодить вкусам всех членов царской семьи, Бренна для оформления залов разрезает на части ценнейшие гобелены, подаренные когда-то великокняжеской чете «графа и графини Северных» самим Людовиком XVI. Странно, что Бренна, будучи знатоком и коллекционером искусства, пошел на это. Но, видимо, крутой нрав Павла Петровича споров не допускал.


 
Покои Марии Федоровны.
Личные комнаты императрицы оформлены в более сдержанном стиле. Здесь нет таких ярких цветов, а развешанные по стенам Тронной комнаты картины должны были давать представление о высоком художественном вкусе их владелицы. Сейчас, вместо утраченного во время войны потолочного плафона «Аполлон и музы», здесь находится полотно «Свадьба Ариадны и Бахуса».

 

 

  • Парадная опочивальня – самое совершенное творение Бренны. Ее стены затянуты голубым лионским шелком с вытканными серебром медальонами. Грациозные розово-голубые арабески поддерживают общую тональность. По требованию Павла, балдахин над кроватью и ограждающая ее балюстрада, символизировавшая неприкосновенность королевского ложа, были призваны напомнить спальню короля-солнце Людовика XVI. Самое странное, что интерьер создавался в те дни, когда французская революция уже смела своих королей. Зря Павел забыл об их печальной кончине.

 
Когда 17 марта 1801 года Павел Петрович уезжал из Гатчинского дворца в Петербург, в другой свой замок - Михайловский, мог ли он подумать, что больше никогда сюда не вернется?!
 
Продолжение истории Гатчинского дворца читайте в блоге Тари Тур.
Хотите собственными глазами увидеть красоту его залов? Заказывайте автобусную экскурсию в Гатчинский дворец.