Гатчинский дворец. Экскурсии в Гатчину из Санкт-Петербурга. Часть 1

 

Гатчинский дворец
Часть 1.
Гатчинский дворец – единственный в окрестностях Санкт-Петербурга, напоминающий средневековый рыцарский замок. Строили его 15 лет, потом, как водится, многократно перестраивали в соответствии со вкусами очередных владельцев. Война нанесла дворцу настолько страшные раны, что восстанавливать его посчитали нецелесообразным. Но, как известно, «рукописи не горят». И сейчас восставший из небытия императорский дворец снова открыл для нас свои сокровища.
 
История создания облика дворца
Когда молодая императрица Екатерина II решила подарить своему фавориту, Григорию Орлову, Гатчинские земли, она пригласила для строительства дворца Антонио Ринальди. Тот считал, что здание, как книга, должно нести информацию о своем назначении. А граф Орлов, обладавший непомерными амбициями, хотел построить дворец «больше императорского, и чтобы на других не похоже». Тут архитектор и вспомнил о резиденции мюнхенского курфюрста, увиденной им по дороге в Россию. В ней под одной крышей размещались и дворцовые залы, и жилые покои, и огромные служебные помещения.


 
Ринальди придумывает трехчастную композицию дворцового комплекса. Это трехэтажное здание самого дворца, два двухэтажных полуциркульных флигеля с открытыми галереями и два больших хозяйственных двора с помещениями в один этаж. «Изюминкой» стали две башни по углам основного здания. Они придавали дворцу вид средневекового замка. Кроме того, в европейской архитектуре, хорошо знакомой итальянскому архитектору, башни указывали на древность рода и влиятельность владельца. И если насчет родовитости Орловых у кого-то и были сомнения,  то их влиятельность никто не рискнул бы оспаривать. Таких строений в России еще не было. 30 мая 1766 года с фейерверком и под музыку рогового оркестра отпраздновали закладку нового дворца, но до начала строительства было еще далеко.
 
Волшебный камень из Пудости
В этих местах издавна разрабатывали залежи двух видов строительного камня. Один – твердый известняк с оттенками от красно-коричневого до желтого. А другой – известковый туф, так называемый «пудожский камень». Ринальди решил использовать для строительства именно его еще и потому, что серый цвет туфа был сродни северному туманному небу. В зависимости от освещения камень создавал удивительный эффект – на фоне низкого неба дворец казался почти призрачным, а в лучах заката начинал буквально «гореть».
 
Строгая архитектура дворца восхищала современников, писавших, что «без нагромождения украшений, без многочисленных статуй на крыше, без кариатид, являющих вид страдающего человечества, дворец прекрасен!» Но, как истинный итальянец, Ринальди не смог совсем обойтись без скульптуры. И на фоне суровой плоскости дворцовых фасадов появились четыре изящные мраморные статуи. «Справедливость» и «Осторожность» с юго-востока, «Война» и «Мир» с северо-запада.
 
Подземный ход
Суровый пудожский камень во многом способствовал, с одной стороны, приданию монументальной торжественности наружному облику дворца, а с другой – чувству защищенности у его хозяев. Видимо, для усиления этого чувства Ринальди создал подземный ход, по которому в случае опасности можно было незаметно покинуть дворец. Но граф Орлов использовал его в качестве забавного развлечения для своих гостей, в числе которых часто бывала и Екатерина с сыном и внуками. Он вел их по освещенному факелами тоннелю до грота. Секрет был в том, что если встать у второй от входа пары факелов и громко прокричать какие-нибудь слова, то эхо несколько раз повторяло два последних слога. Этот эффект был одним из инженерных секретов Ринальди. Дети Павла Петровича даже придумали особые «кричалки». Эхо, к всеобщему восторгу, послушно отвечало на вопрос, о том, какой цветок не боится мороза, и даже знало, как называлась первая дева!
 
Отделка залов
В парадных апартаментах неудержимая фантазия темпераментного итальянца вырвалась на свободу. Причудливая лепка соединялась с росписью живописных плафонов, наличниками дверей, созданными итальянскими мастерами из пластин искусственного мрамора, и ажурной резьбой оконных откосов. Вся эта красота отражалась в натертых до блеска изумительной красоты полах из наборного паркета.
 
Еще во время строительства Ринальди заказал в Риме мраморные медальоны с профилями спартанских царей и императоров Рима. Проходя по комнатам, украшенным изображениями героев, можно было мысленно путешествовать во времени по страницам истории. Гости же имели возможность сравнивать с этими портретами самого хозяина. Своеобразную портретную галерею дополнили медальоны с ликом Екатерины II, позже выполненные в России.
В воздушные интерьеры Ринальди эффектно вписались лепные изображения птиц, цветочные букеты на карнизах и упитанные путти. Все было призвано создавать эффект нарядной легкости.

 

  • Парадный зал был главным предметом всеобщего восхищения и наибольшей удачей Ринальди. Видимо поэтому именно здесь он оставил свой фирменный знак – декор в виде скрещенных стеблей лилий, перевитых лентами. Высокие застекленные двери зала вели на широкий балкон, откуда открывался вид на парадный двор. Еще одной находкой великого итальянца было установить в зале, в который не попадали лучи летнего солнца, статуи из белого и черного мрамора, особенно выигрышно смотревшиеся в рассеянном свете.

К концу 70-х годов XVIII века строительство в основном было закончено. Но хоть Орлов и перевез сюда скульптуры и свои коллекции картин и оружия, но в самом дворце он не жил, предпочитая деревянный усадебный комплекс на берегу Белого озера.
 
Опала всесильного фаворита
В 1772 Орлов отправляется вести мерные переговоры с Турцией. Его кортеж был великолепен! Породистые скакуны, золоченые кареты и богатые одежды свиты и 24 лакея в роскошных ливреях производили ошеломляющее впечатление даже на европейских дипломатов. А один из костюмов самого Орлова, усыпанный бриллиантами, стоил целый миллион рублей!
 
Но не имея никакого опыта в дипломатии, Орлов переговоры проваливает, а самое страшное, это известие из Петербурга, что у Екатерины появился новый фаворит. И это после 11 лет связи! Орлов, забыв о порученном ему деле, бросается домой. Однако, еще на подъезде к Петербургу он был остановлен и отправлен в карантин, как и все простые смертные, приезжавшие с юга, где свирепствовала чума. Вскоре в Гатчину пришла депеша, извещающая его о лишении всех государственных должностей. В утешение – лишь титул князя.



О ты, последняя любовь!
Дальнейшие события его жизни с Гатчинским дворцом никак не связаны. Орлов без памяти влюбляется в еще одну Екатерину, свою двоюродную сестру, бывшую на 25 лет его моложе. Сенат аннулировал их брак, как близкородственный, но Екатерина II добилась отмены этого запрета. Счастливые молодожены уезжают в путешествие по Швейцарии, Катенька пишет мужу стихи, полные любви «Всякий край с тобою рай»… Орлов забыл о политике и о делах. Юная жена – вот смысл всей жизни. Счастье длится всего 4 года, а потом Катерина Орлова погибает от чахотки в возрасте 22 лет. Орлов, не перенеся горя, сходит с ума и через два года умирает в своем московском имении.
 
О дальнейшей судьбе осиротевшего Гатчинского дворца вы узнаете из второй части рассказа. А те, кто хочет полюбоваться его чудесными залами, может заказать автобусную экскурсию в Гатчинский дворец.