Как мостили дороги в Санкт-Петербурге

 

Как мостили дороги в Санкт-Петербурге

В 1715 году Петр I издал указ, по которому курящих на улицах Петербурга могли отправить на каторгу. Этот же указ строжайше запрещал подбивать сапоги и башмаки подковками и гвоздями. А все потому, что большинство мостовых и тротуаров были деревянными, да и деревянных домов в Петербурге тогда хватало. От случайной искры в Петербурге нередко бывали пожары.



Деревянные мостовые были для города идеальны. Булыжные мостовые были практичны, но они портили копыта лошадей и были слишком шумными, поэтому дереву альтернативы не было.

Кстати именно в Петербурге впервые в мире появились деревянные мостовые из шестигранных шашек-торцов. В 1820 году ими были выложены участки Большой Морской и Миллионной улиц, а в 1832 году — участок Невского от Адмиралтейства до Фонтанки.
Шестигранная плитка была одного размера и плотно подгонялась друг к другу. Этот способ мощения был предложен изобретателем В. П. Гурьевым.

По его словам, «все дома на Невском проспекте избавились от беспрестанного дрожания, которое повреждало их прочность. Жители успокоились от стуку, лошади ощутили новые силы и, не разбивая ног, возят теперь рысью большие телеги. Экипажи сохраняются, а здоровье людей, особливо нежного пола, получило новый быт от приятной езды...»



В начале 1840-х годов торцовые мостовые появились в Москве, а затем — в Лондоне, Париже и во многих других крупных городах Западной Европы и Америки. Кареты и извозчичьи коляски по таким мостовым проносились почти бесшумно, и этот вид покрытия пользовался успехом у петербуржцев.

К 1910 году были полностью замощены торцами 16 улиц: Невский проспект, Большая Морская, Малая Морская, Английская набережная, Дворцовая набережная, Французская набережная (ныне набережная Кутузова), Миллионная улица, Каменноостровский проспект и другие.



К сожалению, лошадиные подковы и колеса экипажей быстро изнашивали деревянные мостовые, а во время наводнений мостовые вспучивалась, а торцы потоками воды уносило в море, и приходилось настилать улицы заново.

Появлению первых тротуаров мы обязаны Александру I, а первый асфальт появился в Петербурге в 1839, при Николае I, но широкое распространение получил только через сто лет...

На фото видно как долго держались такия мостовые в Петербурге. Судя по всему это уже 20-е годы прошлого века.



Эта форма и теперь не забыта, такая плитка, стилизованная под дерево, называется Петровской.

 

 

 

 

Материал заимствован с сайта